Типафашисты
Фашизм - отвратительное явление, не имеющее никаких моральных оправданий. Сознательный фашист - человек, отрекшийся от своей человеческой природы, превратившийся в существо сродни дьяволу. Только вот таких сознательных фашистов, выносивших и выстрадавших свое схождение во Тьму, в том числе метафизически - духовно и философски, относительно немного. Гораздо больше тех, кто, как говорится, "слышал звон" и является жертвой наваждения.
Общим местом является то, что искать прибежища в фашизме людей часто заставляет чувство униженности, и унижение воспринимается как несправедливое. Для кого-то это личная униженность, для кого-то это ощущение униженности страны или народа, которые человек воспринимает как личную трагедию.
Спусковым крючком тут может явиться следующее искушение: поскольку, играя по правилам и оставаясь в рамках моральных норм, победить, как кажется, не представляется возможным, значит, правила и моральные нормы следует послать к черту - авось это принесет победу. Это тот же корень зла, который порождает терроризм - ведь террор - это тоже, в конечном счете, оружие отчаявшихся слабых. Если говорить церковным языком, причина тут - в грехе уныния.
Подростковый "фашизм" - это то же уныние, порожденное отсутствием внятных перспектив и смысла жизни, плюс культ силы, крутости и четкости ("четкий пацан"), а также - "праздник непослушания". Все говорят, что свастика - это плохо? А я вот выбрею голову и нарисую ее себе во весь затылок - пусть боятся, ведь я - Плохой Парень!
Поскольку я встал на путь Плохого Парня, значит, я могу творить что угодно - например, проламывать головы тем, кто мне не нравится. И при этом я могу дистанцироваться от обычных гопников и упиваться превосходством над ними. Гопник бьет всех подряд, а я - только представителей определенных национальностей из "патриотических" побуждений, а потому я не банальный хулиган, а "белый воин". Эти парни на деле никакие не фашисты, но они могут легко стать орудиями фашистов настоящих, их пушечным мясом.
С людьми постарше все бывает сложнее, но в чем-то похоже. Тут чаще всего играют роль не личные психологические проблемы, а ощущение того, что твоя страна потерпела поражение в битве со Злом. Зло это настолько ужасно и отвратительно, что против него как будто бы все средства хороши. И начинается поиск этих самых крайних средств.
Подобно тому, как при недостатке обычного оружия кому-то хочется порой схватиться за химическое или бактериологическое, так и политически отчаявшиеся люди иногда открывают могильник, в котором похоронена такая политическая крайность как фашизм. При этом фашизм воспринимается всего лишь как некий вариант крайне правой идеологии - разве что чуть более радикальной. Это сродни обращению с чумной культурой без защитного костюма.
И все же в конечном итоге большинство симпатизирующих фашизму вряд ли можно назвать фашистами. Эта идея воистину не для всех. Нужно совершенно особым образом возненавидеть человеческое в человеке, не говоря уж о божественном. Нужно полностью отдаться гордыне, истребить в себе милосердие, начать воспринимать большинство людей как "биомассу", субстрат для твоего величия. После такого превращения путь к раскаянию становиться предельно трудным. Большинство "типафашистов" гораздо более открыты для осознания своих заблуждений, понимания глубины своего падения, для перехода на более здоровые политические и духовные рельсы.
Пытаться переубеждать истинных фашистов - номер почти дохлый. Ставить крест на "типафашистах", особенно на тех, кто не успел запятнать себя реальной кровью - ИМХО, большая ошибка.