Владивосток: предвестник оранжевой революции или?...

Акции протеста автомобилистов, прошедшие во Владивостоке в минувшие выходные, вызвали неоднозначную реакцию в прессе. Пока оппозиция с наслаждением смакует версию о волнениях на почве кризиса - предвестниках афинских погромов и «оранжевой революции» хотя бы по тайскому сценарию, СМИ анализируют действительные причины и следствия приморских событий.


Во Владивостоке автомобилисты только поздно вечером разблокировали аэропорт
Каспаров.Ру

Такой массовой акции протеста город еще не знал, на несколько часов был перекрыт центральный путепровод. Демонстранты требовали предоставить им теле и радиоэфир. Около семисот автомобилей из соседних с Владивостоком городов перекрыли подъезд к аэропорту и блокировали его на шесть часов. Автомобилисты Приморья настроены решительно. Они говорят о том, что акции будут повторены, пока вопрос с пошлинами не будет пересмотрен. Говорят о возможном перекрытии Транссибирской железной дороги. Реакции центральных органов власти пока не последовало.
...
А ведь к Дальнему Востоку близка не только Япония, но и Таиланд. Возможно, поданный тайской оппозицией пример оказался заразительным, и потому помимо традиционно русской формы протеста в виде перекрытия дорог колонны автомобилистов Приморья устремились еще и в аэропорт. Как видно из распространявшихся в Интернете роликов, местная милиция реагировала с пониманием. Об этом, собственно, тоже предупреждал Гонтмахер: в относительно небольших городах все знают друг друга, и местные люди в погонах тоже чьи-то родственники, да и сами автомобилисты...

Протестующие поставили ультиматум федеральной власти: отменить несправедливые пошлины. Предоставить им теле и радиоэфир, чтобы донести свою позицию до сограждан. А сегодня их неожиданно поддержал и региональный парламент, обратившийся к правительству с той же, по сути, просьбой. Налицо серьезный раскол элит, пока - на уровне региона...


Несогласные за рулем
«Время Новостей»

Власти российских городов, готовившиеся в воскресенье с помощью ОМОНа противостоять несанкционированным акциям «Другой России» и прочих политических противников режима, неожиданно для себя столкнулись со «вторым фронтом» несогласных - экономическим. Вчерашние акции протеста автомобилистов и предпринимателей на Дальнем Востоке, имеющих интересы в бизнесе по импорту подержанных иномарок, вызвали в памяти более чем десятилетней давности картинки с митингов недовольных шахтеров: разгневанные люди перекрывают улицы, толпа идет к зданию администрации, пытающиеся оправдаться чиновники, растерянные, сочувствующие протестантам милиционеры... И как бы представители МВД потом ни пытались успокоить обывателей, а, скорее даже, свое начальство по административной и партийной линии в беспомощности митингующих, в их немногочисленности и маргинальности, масштаб и география вчерашних акций показывают, что в автомобилизированном классе россиян накоплен серьезный протестный потенциал...


Гордиев узел Владивостока: пора рубить?
Правда.Ру

Последствия владивостокских волнений не заставили себя ждать. Заксобрание Приморского края направило федеральным властям просьбу пересмотреть постановление о повышении таможенных пошлин на подержанные иномарки. Именно из-за этого документа Владивосток лихорадило в минувшие выходные.

Депутаты законодательного собрания Приморского края направили обращение к президенту Дмитрию Медведеву и премьеру Владимиру Путину. Они просят пересмотреть постановление о повышении таможенных пошлин на подержанные иномарки и возможный запрет праворульных автомобилей в России. Именно из-за этого документа в минувшие выходные Владивосток вышел на улицы.

Участники акции протеста под лозунгами «Автомобилисты против бюрократии», «Правый руль это наш выбор!», «Ищем работу», «Мы не нужны России», «Рост цен и повышение пошлин - это и есть план Путина» на длительное время блокировали движение по центральным улицам Владивостока и даже попытались захватить местный аэропорт.

Постановление о повышении таможенных пошлин на ввоз в Россию иномарок вступает в силу 11 января. Оно направлено на поддержку отечественного производителя, но ставит под угрозу основной бизнес Владивостока - переправку из Японии и перегон в регионы России подержанных японских праворульных автомобилей. В ходе акции организаторы озвучили цифры: в этой сфере заняты до 100 тысяч человек из 578 тысяч населения Владивостока.

Большая Советская энциклопедия характеризует Владивосток как крупный промышленный центр,  имеющий (имевший?) судоремонтное производство, приборостроительную и радиопромышленность, рыбокомбинат. Город, писали составители в 70-х годах прошлого века, является базой дальневосточного китобойного, краболовного, рыбного промыслов и рефрижераторного флота.

В условиях рынка эти производства и промыслы оказались нерентабельны и никому не нужны. Черта современного Владивостока: ввоз и реализация японских автомобилей в Россию является «градообразующей» отраслью местной экономики, отмечает "Общая газета".  В крае с ужасом ждут банкротств фирм и массовой безработицы в связи с повышением пошлин на иномарки.

Очередная абсурдная гримаса реформ 90-х: практически все взрослое мужское население некогда богатого города-порта вынуждено переквалифицироваться в международных спекулянтов. Вряд ли кто в здравом уме назовет такое положение вещей нормальным. Но теперь уже интересы новых владивостокцев, в их новом качестве, противоречат идее развития и поддержки собственного производства. Процесс «изготовления», если можно так сказать, подержанных иномарок в Японии им ближе и роднее.

Этот бизнес, дающий в результате сложившейся конъюнктуры неплохую прибыль, физически тормозит любую альтернативную деятельность в городе. Она просто непривлекательна. Зато здесь как на дрожжах растет инфраструктура по хранению, обслуживанию, оформлению, перегону машин. В одном из блогов житель Владивостока, объясняя воскресную ярость горожан, рассказывал - все, буквально все, от матроса, до клерка и милиционера, завязаны здесь на торговлю автомобилями. Сомневаться в его словах нет оснований.

Подобная однобокая (и что греха таить - ненормальная) специализация города-порта - это путь в никуда. «Контора» может прикрыться в любой момент, и возможных причин тому миллион: как в Японии, так и в России, и на мировом рынке. Пока получать маржу, перегоняя автомобили и ничего не производя, позволяет конъюнктура. И это положение вещей кажется незыблемым. Не так давно незыблемыми казались «голубые фишки» - биржевые акции сырьевых компаний.

Самое печальное, что безболезненно разрубить этот гордиев узел вряд ли удастся. Точно так же, как для создания нынешней порочной специализации Владивостока потребовались реформы 90-х - с их бездумным разрушением всего и вся. Но процесс этот необходим - не только и не столько для поддержки отечественного автопрома и иностранных производств на нашей территории (хотя сбрасывать эти рабочие места со счетов во время кризиса было бы очень опрометчиво). Это необходимо в первую очередь для самого Владивостока.

Главное - не забывать о «подушке безопасности» для жителей. Очень велик в этих обстоятельствах риск завязать вместо одного гордиева узла парочку других.

Петров Кирилл Александрович
Война окончена? Приказа не было! Война окончена? Приказа не было! Жизнь
В сентябре 1945 года Япония объявила о капитуляции, положив конец Второй мировой войне. Но для некоторых война не закончилась.
Живота не пощадил Живота не пощадил Жизнь
В 1871 году американский адвокат Клемент Валландигэм вёл дело, защищая человека, обвинённого в убийстве из-за ссоры в баре.