Крестом и мечом

Крестом и мечом. 825.jpeg

 

 Причины и ход Крестового похода

 Феномен крестового движения был целиком и полностью порождением Клюнийской реформы — религиозного возрождения Запада X-XI вв.еков.

Как только общество достигло внутреннего равновесия, оно сразу же начало выходить за свои рамки и попыталось их преодолеть. Начинается экспансия Европы на периферию.

В это же время после ряда крупных побед турки-сельджуки и сарацины захватили территорию Ближнего Востока и Малой Азии, в том числе христианские святыни Палестины и Иерусалим.

В сознании средневекового человека Иерусалим занимал особое место. Это был не просто город, в котором прошла земная жизнь Спасителя. Это символ будущего небесного царства, которое ожидает всех верующих. Кроме того, церковь стремилась ввести в орбиту своего влияния максимум территорий, а светские феодалы стремились максимально укрепить свою власть над людьми и землями.

В эпоху крестовых походов сложился канон средневековых замков

За пять лет (с 1097 по 1102 год) крестоносцам удалось достигнуть Святой земли, укрепиться там и создать четыре независимых владения: графства Эдесское и Триполи, княжество Антиохия и самое сильное — Иерусалимское королевство. Примерно в это же время были основаны духовно-рыцарские ордена тамплиеров (1119) и госпитальеров (1080).

Организация и численность

В армии того времени основная роль отводилась тяжелой рыцарской коннице, пехота в сражении почти не участвовала. Рыцари составляли меньше десятой части войска.

Их обучение было достаточно длительным, а вооружение стоило слишком дорого, чтобы кто-то, кроме аристократов, мог себе позволить стать рыцарем.

Они предпочитали сражаться в конном строю, но из-за недостатка лошадей многие были вынуждены сражаться пешими. Рыцари вели за собой слуг — сержантов. Также в «божьем воинстве» были пехотинцы-простолюдины, полезные при несении караульной и обозной службы и которые, как ни странно, не позволяли рыцарям пасть духом в трудные моменты похода.

 Крестоносцы достигли Святой Земли и создали 4 независимых владения

Численность крестоносного воинства сильно варьировалась. Если в начале похода в 1097 году войско состояло из десятков тысяч человек (около 4500 рыцарей), то после основания Иерусалимского королевства и возвращения пилигримов домой можно было мобилизовать 15−20 тыс. человек со всех четырех владений, даже учитывая ресурсы военно-монашеских орденов.

 Стратегия крестоносцев

 В крестовых походах происходило развитие стратегических идей Средних веков. С одной стороны, стремление дать генеральное сражение, с другой, — создание системы крепостей для защиты границ от неприятеля. Отсутствие обеспеченных тылов и снабжения, непривычный для действий тяжелой конницы климат и постоянная нехватка людей — все это сковывало стратегические возможности крестоносцев. Несмотря на подкрепления с запада, сил для того, чтобы победить сарацин было недостаточно.

 Каждое направление походов имело свои особенности в тактике и стратегии

Пока враг был расколот, можно было лавировать между мусульманскими правителями, но как только к власти пришел умный и хитрый Саладин, объединивший Дамаск и Каир, положение стало значительно хуже. Несмотря на тактические преимущества европейцев, отсутствие людей и единой стратегии не позволило крестоносцам удержать Палестину.

 Тактика до этого времени обычно представляла собой глубокое построение кавалерии или пехоты с целью лобовой атаки противника. Простолюдины, если все идет хорошо, участия в сражении не принимают. Управление между частями войска слабое, понятие дисциплины среди рыцарей относительное. Понятия резерва фактически нет, так как для рыцаря опасность прослыть трусом была гораздо выше тактических соображений.

 В зависимости от театра военных действий со временем изменялась тактика европейских войск. На Ближнем Востоке христиане быстро поняли, что их одетые в кольчуги всадники должны были получать поддержку от надежной пехоты, вооруженной как пиками, так и метательным оружием. Мусульмане не могли противопоставить что-либо серьезное такой тактике, и поэтому христиане добивались успеха практически в каждом правильном сражении. То, что эти победы не приносили больших результатов, было следствием не обстоятельств, связанных с тактикой, а исключительно потребности в большей численности христианских войск.

 Расцвет средневекового замка

 Именно в этот период сложился классический канон средневековых замков. Фортификационные сооружения были необходимы, чтобы служить барьером для сарацин. Поэтому именно на Ближнем Востоке, а не внутри континентальной Европы рождается каменное военное зодчество Запада. Таких крепостей было воздвигнуто несколько. Но настоящими шедеврами стали два замка: Крак де Шевалье и Крак Монреаль. Это был пик достижений военно-инженерного искусства запада в эпоху XII-XIII вв.еков.

 Последствия эпохи Крестовых походов для истории Европы

 Неутешительные политические результаты католической экспансии на Ближнем Востоке и в то же время расширение власти церкви и светских феодалов за Пиренеями и в Прибалтике заставили европейских монархов сосредоточиться на внутренних делах Европы, что привело к постепенному возникновению национальных государств.

Высокий уровень фортификации крестоносцев на Ближнем Востоке послужил примером для континента, где уже в XII веке массово начинается строительство замков.

Для средневекового человека Иерусалим — символ Царства Небесного

Крестовый поход понимался, как благое дело, целью которого была помощь братьям восточным христианам в борьбе с сарацинами. Он завершился в 1099 году взятием Иерусалима и освобождением Святой Земли. Крестоносцы достигли своей цели. Второй и третий походы были направлены также на Святую Землю. Во время четвертого похода был захвачен и разграблен Константинополь, в последующие кампании крестоносцы попытались ослабить сарацин, ударив в центр их земель — были организованы походы в Египет и Тунис.

Казаки: реинкарнация Казаки: реинкарнация Актуально
Если матросов называли красой и гордостью революции, то белоказаков можно назвать палачами и ужасом Гражданской войны в России. Вот уж кто дал волю своим звериным инстинктам!
Борьба генерала Власова Борьба генерала Власова Мнения
Во все времена и у всех народов предателей не любят. Причем не любят ни на той стороне откуда предатель ушел, ни на той, где он оказался в результате своего предательства.