Diffamo

Кодекс гладиаторов

Гладиаторы, подобно римским воинам, имели свой устав, некоторые историки называют его кодексом чести, но на самом деле это условное название. Изначально гладиатор по определению был несвободным человеком, а понятия о чести у римских рабов как такового не было. Когда человек попадал в гладиаторскую школу, особенно если до этого он был свободным, чтобы юридически считаться гладиатором, ему было необходимо совершить ряд действий. Правда, во многом чисто формальных.

Гладиаторы давали клятву и принимали присягу наподобие воинской, с момента которой они считались "формально мертвыми", так как передавали свою жизнь в собственность гладиаторской школы, в которой жили, учились, тренировались и умирали.

 Существовал ряд негласных правил и условностей, которых должен был придерживаться каждый гладиатор и которых не должен был нарушать ни при каких обстоятельствах.

 1. Гладиатор всегда во время поединка должен был хранить молчание – единственный способ, которым он мог контактировать с залом, были жесты.

Когда гладиатор поднимал вверх указательный палец – это символизировало мольбу о пощаде, если же большой палец был повернут вниз, это символизировало, что боец так тяжело ранен, что не может продолжать бой и просит добить его, ибо знает, что погибнет и после боя.

 2. Вторым негласным пунктом было соблюдение неких "правил" достоинства, которые можно сопоставить с правилами самураев.

Боец-гладиатор не имел права на трусость и страх смерти. Если боец чувствовал, что умирает, он должен был открыть противнику свое лицо, чтобы тот добил его, глядя ему глаза, или сам перерезать себе горло, сняв шлем и открыв зрителям свое лицо и глаза, и те должны были увидеть, что в них нет ни капли страха.

 3. Третьим законом было то, что гладиатор не мог сам выбирать себе противника.

Очевидно, это было сделано для того, чтобы бойцы на арене не сводили личных счетов и не мстили за обиды. Выходя на поле, гладиатор до последнего не знал, с кем ему придется драться.


Автор
Мусина Катя