Патриарх советского кино "товарищ Клушанцев"

Патриарх советского кино "товарищ Клушанцев". Патриарх советского кино

 

Павел Клушанцев (1910-1999) оказался кинноператором, сценаристом, писателем. Найденная когда-то книга по астрономии и стала для него катализатором "звёздной болезни". "Если бы не любовь к кино, я обязательно был бы рядом с Королёвым" - говорил позже Клушанцев. Но судьба распорядилась иначе.

Павел Клушанцев стал гениальным оператором и режиссером — его фильмы «Дорога к Звездам» (1957) и «Планета бурь» (1962) стали классикой научной фантастики, совпали по времени с полетом Гагарина и стали хитами по всему миру за счет невероятных спецэффектов, на десятилетия опережавших Голливуд. 

Его фильмы собирали полные залы, как в СССР так и любом уголке мира, их неоднократно закупали для проката в США.

В США советский фильм «Планета бурь» стал «сырьём» для местной кинопродукции — он был перемонтирован с изъятием ряда эпизодов и добавлением новых, и в таком виде выпущен в американский прокат под названием «Путешествие на доисторическую планету». Никаких упоминаний о том, что это кинопродукция из СССР, не было, в титрах советским актёрам, оставшимся в кадре, были даны англоязычные вымышленные имена и фамилии (Георгий Жжёнов стал Куртом Боденом, Геннадий Вернов - Робертом Чанталом и т.д.).

В 1968-м году в США был выпущен ещё один перемонтированный вариант фильма под названием «Путешествие на планету доисторических женщин». В фильм были добавлены вставлены новые кадры, которые вводили в сюжет племя полуголых венерианских доисторических амазонок.

Стенли Кубрик применил клушанцевский "эффект невесомости", и позже в интервью рассказывал, что без «Дороги к звёздам» не было бы его «Космической одиссеи», и что именно Клушанцев в своей работе «подсказал» Кубрику многие технические находки «Одиссеи».

В апреле 1990-го года известный постановщик спецэффектов Роберт Скотак разыскал Павла Клушанцева в Санкт-Петербурге. Желая сохранить хотя бы крупицу своих знаний, Клушанцев безвозмездно передал по почте Скотаку описания, фотографии и чертежи десятков кинотрюков — около ста своих оригинальных изобретений.

Скотак использовал его опыт в съёмках фильмов «Терминатор 2» (1991) за которые получил премию Оскар. В 1992-м году Скотак уже лично приезжает к Клушанцеву на несколько дней. Пять лет спустя его «Титаник» (1997) так же получает Оскар за спецэффекты.

Самая сильная и выразительная сцена фильма с расплавленным металлом взята целиком из «Планеты бурь». Первую в истории кино лаву Клушанцев сделал из подкрашенного теста с ближайшего хлебозавода. 

Павел Клушанцев изобрел сотни спецэффектов заставлявших зрителя затаить дыхание. Он начинал с экспериментировать со съемкой макетов, монтировал их в натуральную величину, ускорял и замедлял движение, менял размеры изображения.

В 30-е годы создание спецэффектов в кино было совершенно неосвоенным делом, и вскоре «трюковой кабинет» Клушанцева оказался завален работой, а его сотрудникам приходилось трудиться в три смены.

«Я всегда делал только то и только так, как я сам придумал, — говорил Клушанцев. — Это никто не мог воспроизвести».

В фильме «Марс» с космонавтами на планету высаживается и отважный пес, в честь которого свое имя получил Чубака – это транскрипция русского слова «собака». Кроме всего Клушанцев придумал летающий автомобиль. В Планете бурь он выглядит очень реалистично, правда и стоило его производство как 40 "волг". Лукас решил ничего не менять.

Главное достижение Клушанцева было в открытии нового жанра. «Дорога к звездам» это документальная фантастика — все сделано реалистично до степени полного правдоподобия. Ярчайший пример — реалистичное звездное небо, роль которого играл семиметровый щит с лампами семи степеней яркости, расставленые в полном соотвествии с реальной картой звездного неба.

Казаки: реинкарнация Казаки: реинкарнация Актуально
Если матросов называли красой и гордостью революции, то белоказаков можно назвать палачами и ужасом Гражданской войны в России. Вот уж кто дал волю своим звериным инстинктам!
Борьба генерала Власова Борьба генерала Власова Мнения
Во все времена и у всех народов предателей не любят. Причем не любят ни на той стороне откуда предатель ушел, ни на той, где он оказался в результате своего предательства.