Кто раздувает бунт пенсионеров?

В России есть ряд наиболее острых социальных вопросов, неизбежно, как показывает практика, вызывающих рост протестных настроений. Один из них -  монетизация льгот. В четверг пенсионеры Уфы перекрыли центральную улицу столицы Башкирии, протестуя против отмены льгот на проезд в общественном транспорте. Ситуация повторяется как фарс - полгода назад аналогичные волнения сотрясали Екатеринбург. Власти субъектов федерации, тем не менее, упорно идут по пути замены натуральных льгот финансовыми выплатами.

Мощный протестный потенциал решение о монетизации льгот показало еще в 2005 году, сразу после вступления в силу соответствующего закона. Массовые перекрытия магистралей по всей стране не смогла предотвратить даже заранее проведенная агитационная кампания, доказывающая все плюсы денежных компенсаций льготникам. В итоге решение о масштабах и сроках монетизации было передано на уровень региональных властей.

Казалось бы, в условиях финансового кризиса наиболее разумной мерой было бы как раз сохранение ряда натуральных льгот. На федеральном уровне даже обсуждался вопрос введения продовольственных купонов (карточек, талонов) малоимущим. Конечно, натуральные льготы не являются просто бесплатной услугой - расходы на них покрывает государство. Но государству в непростой ситуации, сложившейся в экономике, куда проще перераспределить финансовые средства, оказав, таким образом, помощь нуждающимся.

Однако пока федеральный центр обсуждает меры по поддержанию уровня жизни людей, регионы следуют заданной почти 5 лет назад и в совершенно других экономических условиях линии. В феврале тысячи пенсионеров Екатеринбурга вышли на улицы, протестуя против отмены льгот на проезд в городском транспорте. В обмен им предлагали компенсацию в 275 рублей.

Интересно, что решение о монетизации льгот в Екатеринбурге, судя по региональной прессе, вызвало протесты и среди руководителей автотранспортных предприятий. Согласно их логике, предложенные денежные компенсации не только не позволяли гражданам пользоваться услугами пассажирского транспорта в прежнем объеме, но и подрывали потенциал самих предприятий общественного транспорта.

По итогам серии митингов, в ходе которых пенсионеры перекрывали центральные улицы города, удалось достигнуть договоренности, в соответствии с которой теперь льготникам будут выдавать вместо компенсации специальный проездной билет - стоимостью как раз 275 рублей. То есть речь идет, фактически, о восстановлении натуральной льготы. Для чего потребовалось «взрывать» регион, полгода дергать людей, убеждая их во «вполне достаточной компенсации» - не понятно.

Тем более эти действия непонятны в условиях кризиса, когда поводы для протеста и без того могут возникнуть чуть ли не на пустом месте.

Спустя полгода, в конце августа 2009 года ситуация, до абсурда копирующая екатеринбургскую, повторилась в Башкирии. Региональные власти монетизировали льготы на проезд в общественном транспорте. По распоряжению правительства Башкирии с 1 сентября по льготным проездным не смогут больше ездить пенсионеры и работники милиции, которые не являются федеральными или местными льготниками, а сами проездные больше не будут действовать на пригородных автобусах. В месяц по одному проездному можно будет совершить не более 50 поездок по городу.

В четверг пенсионеры перекрыл центральную магистраль столицы республики с плакатами «Правительство, верните наши льготы», «Власти Башкирии, не отнимайте у нас последнее» и т.д.. Они заявили, что не уйдут с улицы, пока власти не примут решение в их пользу.

Прекратить митинг удалось лишь после того, как с протестующими встретились премьер-министр республики Раиль Сарбаев и мэр Уфы Павел Качкаев. Они пообещали разобраться в проблеме. «Мы приостановим действие постановления об отмене льгот до 15 октября», - сказал Сарбаев.

Дальнейшее развитие ситуации вполне можно себе представить. За пару месяцев обсуждений сложившейся ситуации власти Башкирии, наверняка, найдут адекватное решение - вроде екатаринбургского, с «полульготным» проездным.

Но вновь возникает вопрос - почему нельзя было найти решения сразу? Зачем потребовалось «взрывать» регион при том, что о протестном потенциале монетизации известно с 2005 года? Для чего это делать в кризис, на фоне живого примера Екатеринбурга?

К сожалению, нет ответа.

Петров Кирилл Александрович
Триколоры Триколоры Политика
Французский революционный флаг, который сохранился и при Империи, был введен в употребление 20 мая 1794 года. Синий и красный цвета изначально являлись составными символики Национальной гвардии. В раннем Средневековье синий цвет использовался, как цвет облачения святого Мартина Турского, покровителя Франции, а красный - орифламма Гуго Капета, великого короля Франции.
"Маргариновый диктатор" Колчак "Маргариновый диктатор" Колчак История
Александр Васильевич Колчак — русский военный и политический деятель, учёный-океанограф, полярный исследователь (1900—1903), флотоводец (1915—1917), участник Русско-японской и Первой мировой войн, георгиевский кавалер, адмирал. вошедший в историю, как руководитель Белого движения во время Гражданской войны в России. Верховный правитель России и Верховный Главнокомандующий Русской армией (ноябрь 1918 — январь 1920). Однако Колчак не насаждал "белый террор". Этот миф был развеян еще Лениным: "Довольно неумно порицать Колчака за то, что он насильничал против рабочих... Это вульгарная защита демократии, это глупые обвинения Колчака. Колчак действует теми способами, которые он находит".