Место Силы. К 95-летию Пионерии

 Место Силы. К 95-летию Пионерии. Место Силы. К 95-летию Пионерии. 999.jpeg

 

Без идеологии

При советской власти без идеологической теоретической базы сделать что-то путное было практически невозможно. Но на фоне общечеловеческих ценностей «свет коммунизма» как-то мерк, а само коммунистическое строительство всуе не обсуждалось.

Педагогика, воспитание детей и подростков - тема вечная. И во все времена, при любых режимах - если отрешиться от государственной идеологии - честные педагоги преследовали одну цель: вырастить поколение приличных (порядочных, верных, думающих, счастливых) людей.

В 1950-60-е годы ленинградский педагог-новатор Игорь Петрович Иванов, доктор педнаук, профессор, академик, разработал методику, которая вошла в историю как «коммунарская», она же «методика коллективной организаторской деятельности», «методика коллективной творческой деятельности», «методика Иванова», «"орлятская" педагогика» (от назв. Всероссийского пионерского лагеря «Орленок»), методика коллективного творческого воспитания. (Всё это сейчас успешно гуглится.)

Несмотря на трескучие в духе того времени названия, суть методики проста (если не примитивна): в коллективе каждый делает то, что хочет, и то, что у него лучше получается. И поэтому туда, где кто-то занимался «воспитанием» детей по методике Иванова, ребятня тянулась. Потому что там было хорошо.

Там никто не давил формальным авторитетом и у всех было право голоса - этого подростки (и тоже - во все времена) часто лишены и в семье, и в школе.

В рамках (при жизни? при работе?) методики коллективной творческой деятельности под руководством взрослых (или чуть более старших) дети получают навыки поведения и функционирования в коллективе, сами придумывают себе интересные занятия, сами их организовывают, сами оценивают их результаты и делают выводы. В совместных делах возникает и крепнет дружба, формируются и развиваются социальные и коммуникативные навыки.

Методика Иванова не осталась теорией - она была достаточно реализована на практике, возможно, из-за своей очевидности. Подозреваю, что сам Игорь Петрович мечтал (или не смел мечтать в те времена?), что именно принципы его методики станут основой главной детской организации страны (как бы она ни называлась).

В конце 1950-х в Ленинграде профессор Иванов собрал творческую группу педагогов, которые стали работать с активом старшеклассников (получилась Фрунзенская коммуна), потом подтянулись студенты. По всей стране энтузиасты (прежде всего из взрослых), увлеченные идеей коллективных творческих дел, стали собираться в клубы, отряды - сформировалось целое коммунарское движение. Методика прижилась в лагере «Орленок», ее разносили по стране побывавшие в нем вожатые и дети.

Обо всем этом мы, тогдашние пионеры, узнали позже. А в своем детстве, оказавшись в составе актива школ, отправились в лагерь пионерского актива (ЛПА) - такие проводились летом во всех районах Москвы.

Гости с солнечного юга

Наша страна тогда была большой и дружной - во всяком случае, мы ощутили это на себе, так как каждое лето в наш районный лагерь пионерского актива приезжали ребята из Казахстана - тоже пионерский актив. Привозила их в Москву методист тамошнего дома пионеров, руководитель районного пионерского штаба Светлана. Скоро Светлан стало две и штабов - два: районный пионерский и районный вожатский.

Сейчас у Светланы-первой другая фамилия (и обращаются к ней давно по имени-отчеству), другая должность, другая страна, другой город и даже работает она уже не в столице (столица переехала). Но вот нынешняя ее жизнь, как выяснилось, от прошлой отличается не сильно.

Чтобы никому из москвичей не было обидно (у нас тоже были правильные педагоги), о Светлане, теперь гражданке другого государства, я и расскажу.

Мы всегда с нетерпением ждали приезда алматинцев. Светланы из своих ребят отбирали самых-самых, а потому мы, москвичи, даже слегка комплексовали - наши ровесники-алматинцы казались на голову выше во всех творческих делах.

В районные пионерские (вожатские, комсомольские) штабы входили не только формально избранные на сборах «активисты», но и те, кого сюда просто тянуло - за дружбой, атмосферой, уважением, интересным содержательным досугом, поездками в другие города и лагеря - отсюда никого не выгоняли. Так что штаб за годы своего существования постепенно превращался в эдакий разновозрастный «клуб по интересам» (разумеется, не везде такое было - это все о тех, кому повезло).

Навыки, приобретенные в лагерях актива, развитые в различных районных штабах, пригождаются всю жизнь: в старших классах у штабистов и активистов не было проблем с подготовкой творческих последних звонков и выпускных вечеров; в студенчестве легко можно было собрать группу хоть на субботник, хоть на пикник; сейчас нет проблем с организацией выезда одноклассников своих детей на экскурсии и в другие города.

Светлана Евгеньевна Исакова

Сегодня Светлана Евгеньевна - директор Дома школьников №3 Бостандыского района города Алматы (бывший Дом пионеров Калининского района Алма-Аты) и руководитель вожатского штаба. Пионерский штаб перестал существовать в начале 1990-х, а вожатский работает и сейчас. Светлана продолжает им руководить и гордится этим безмерно!

Но это - в течение учебного года. А летом она старший воспитатель детского оздоровительного лагеря «Связист» (дислокация - близ Алматы), с недавних пор - звездный город «Связист». Потому что каждый «горожанин» может здесь стать звездой. Если захочет.

Если не хватит умений - есть те, кто подскажут и подтолкнут, в какой области можно поискать себя. Дети в «Связисте» не просто здоровеют физически - каждый из них за смену открывает в себе ранее неизвестные способности и таланты. И, раз побывав, с нетерпением ждет следующего лета, чтобы вернуться.

Конечно, душа звездного города - Светлана. Но одной ее на все не хватит. От окончания одного лагеря до начала другого она растит себе помощников. В районном вожатском штабе (РВШ) «Комиссары» имени Г.Горнова.

Еще с тех пор, когда Светлана-первая (тогда без отчества) привозила своих штабистов в Москву, с ней рядом Светлана Морозова (это она Светлана-вторая), ее бывшая «пионерка», теперь, конечно, Светлана Леонидовна, старшая вожатая лагеря (обе - на недавнем фото из лагеря. Морозова - слева, Исакова - справа). Светлана Морозова - правая рука Исаковой между лагерями и в РВШ.

«Районный вожатский штаб из Алма-Аты объединял только старшеклассников, которые занимались организацией вожатской работы, - вспоминает-напоминает-объясняет Светлана Исакова. - А по сути это был коллектив, в котором девочки и мальчики учились дружить, вместе проводили социально значимые дела, ездили по разным городам, проводили лагерные сборы.

В советское время в штабе было 30-35 человек. Прошло 33 года. Районный вожатский штаб «Комиссары» имени Г.Горнова существует и поныне, и это - действующий коллектив. Мы сохранили знамя, форму, традиции, название.

Я все время не устаю повторять: за эти годы поменялось все: государство, политика, экономика, язык, валюта. А штаб остался неизменным. Это значит, что в основе деятельности штаба заложены правильные ценности, которые прошли испытание временем.

Сейчас в штабе 95 человек, и нас так мало только потому, что нет возможности принять всех желающих.

Если сформулировать основную задачу штаба сейчас, то это будет социализация личности подростка. Неважно, кем по профессии будет выпускник штаба! Главное, чтобы он был гармоничным человеком, с уверенностью шел по жизни и стал замечательным родителем для своих детей».

До сих пор, как когда-то нас-пионеров, Светланы учат в летних лагерях нынешних детей быть счастливыми. А между лагерями - учат тех же детей, которые уже подросли, делать счастливыми новые поколения, создавать место, где новым детям будет хорошо.

Дети растут быстро, поэтому процесс непрерывен и бесконечен.

Всегда в контакте

Со Светланой Евгеньевной мы не встречались, наверно, лет 30. Но она легко отыскалась в популярной соцсети.

Она всегда была для меня «старшим товарищем» - «старшим инструктором», как назывались «коммунарские» вожатые в противовес официозной терминологии прочей «официальной» пионерии.

Но все равно удивительно: дочь Катя - «пост №1», на который каждый день выставлялся дежурный, чтобы мама Света могла работать (первый раз она привезла Катю в московский лагерь, когда той было года три, наверно) - координатор смены в «Связисте»! А у Кати - сын Андрюша. Это что, выходит, Исакова - бабушка?!!

Но Света-то почти с тех пор почти не изменилась, по крайней мере, если судить по фотографиям!!!

Место Силы

На страничке Светланы слово «дорогие» употреблено 29 раз. «Друг» (и однокоренные) - 33. «Счастье» - 18 раз. «Спасибо» - 61. «Творчество» и «талант» - по 6.

Почти в каждом посте Светлана благодарит штабистов и их родителей, тех, кто помог, кто пришел, кто был вместе, кто переживал и поддерживал... «Как просто дарить радость друг другу!» - пишет Светлана на своей стене.

«Знаешь, это абсолютное счастье, - вторит она мне в личку, - когда объединяются дети в взрослые, чтобы подарить радость другому! На уже прошедшем выпускном в РВШ было 55 родителей штабистов, которые подготовили свою творческую программу. Я горжусь своими штабистами, своими выпускниками и родителями! И пионерская организация, воспитанницей которой я являюсь, научила меня бережно относиться к людям, всегда стремиться идти вперед и постоянно учиться. Мне искренне жаль тех, у кого не случилось счастливого пионерского детства».

Присоединяюсь. И добавляю: вот оно - то Место Силы, которая питает нас всю жизнь. Конечно, для этого в него надо иногда возвращаться - у кого как и когда получается. И тогда всем, кто помнит, не боится вспоминать и отмечает сегодня наш большой праздник - день Пионерии - да прибудет сил. Ура! Всех - с праздником!

Никитина Елена Ринатовна
Неужто и тут виноват Чубайс? Да нет, это просто чмо Неужто и тут виноват Чубайс? Да нет, это просто чмо Политика
Бросил машину на проезжей части и пошёл покупать гамбургер. Почему? - "А где мне её ставить?" Допил воду, бросил пластиковую бутылку на тротуар. Почему? - "А куда её девать?"
Суточные условности Суточные условности Новости
Славяно-арийские сутки - 16 часов. Они начинаются в 18 григорианских часов (по зимнему) и в 19 часов по летнему времени. 1,5 миллиарда лѣт тому назад наши предки в это время приземлились на Мидгард-Землю.