История

24 секунды подвига, увековеченные Юрием Визбором

01.05.2017  |  09:09
24 секунды подвига, увековеченные Юрием Визбором. 248.jpeg

 Это произошло 6 июня 1966 года. Именно в этот день состоялся полёт курсанта Павла Шклярука. Всё начиналось как обычно: запуск двигателя, выезд на взлётно-посадочную полосу, взлёт… Неожиданно в воздухе, на высоте 300 метров, у самолета отказывает двигатель.

 - Земля, отказал двигатель! - сообщил Павел.

 В этот момент самолет летел в сторону окраины Заводского района, поселка Увек. На земле шла будничная жизнь. По железнодорожному мосту шли грузовые составы стратегического значения (в 1966 году мост был главным связующим звеном центральной России и Казахской республики), перевалочная нефтебаза работала в постоянном режиме, по Волге плыли теплоходы

 Земля: - Пятьдесят второй, высота?

Борт: - ... отказал двигатель!

 Жители поселка уже видели, как со стороны города летел неисправный самолет. Как вспоминают очевидцы, он, то зависал на одном месте, то снижался, стремительно теряя высоту на подходе к железнодорожному мосту. Всё замерло - если самолёт не изменит траекторию падения – катастрофы не избежать. От взрывной волны, как спичка, могли вспыхнуть огромные нефтехранилища, и от посёлка не осталось бы и следа.

 Летчик в любой момент мог катапультироваться, но он понимал, что там, внизу, кипит жизнь. Дети отдыхали на пляже, взрослые трудились, кто-то спокойно гулял, не подозревая о надвигающейся опасности…

 - Высота?

-…отказал двигатель!

-Высота!

-Высота? Высота 300 метров! Планировать в Волгу?!

- Садитесь. Садитесь...

 Было лишь одно правильное решение – направить машину на Волгу. В этом случае Павел Шклярук успевал выбраться. Но, по случайному стечению обстоятельств, именно в этот момент по реке шел большой многопалубный теплоход.

Каким-то чудом курсанту удалось немного набрать высоту и перемахнуть через препятствие. Уже совсем близко был железнодорожный мост и та самая злосчастная нефтебаза. Павел, понимая, что если он катапультируется на малой высоте, то погибнут сотни людей, отжал штурвал от себя, и самолет скрылся в водной глади.

Полет продолжался 24 секунды…

Место, куда упал самолёт, местные жители называют «ковшом»: оно располагается в центре заселенной местности (нефтебаза, железнодорожный мост, пляж, посёлок – всё это находится неподалёку друг от друга) Читая эти «сухие» факты, сложно представить, что стоило 20-ти летнему юноше пожертвовать собой ради жизни сотен людей.

 В памяти Тамары Трофимовны Лариной, одной из очевидцев того события, те секунды запечатлены навсегда:

 - Я работала тогда в парикмахерской. Вдруг раздался какой-то гул. Низко-низко пролетел самолет в сторону Волги, вдруг он как будто бы вздыбился и резко пошел вниз. Кресло с летчиком оторвалось, и все скрылось в воде. На следующий день приехала мать. Она целую неделю ходила по берегу и звала сына. Она кричала, а весь поселок рыдал. Мы знали, что ее сын, спасая нас, пожертвовал своей жизнью.

 На месте крушения долго работали водолазы. Удалось найти лишь крылья самолета, тело героя навечно забрала река. Павел Шклярук посмертно награжден орденом Красной Звезды.

 Тогда об этом много говорили и писали. В Одессе - во всех газетах. А вскоре в Журнале "Кругозор" была вставная пластинка-миньон с песней Ю.Визбора "...я кажется знаю, что сделать, чтоб эту не сделать беду...". В Одессе же именем Шклярука называли пионерские отряды...

 На родине героя, в Одессе, есть мемориальная доска на доме, где он жил, был парк его имени (сейчас это место отдано под строительство очередного отеля), аэроклуб. В Саратове о подвиге курсанта почти забыли. Вспоминают иногда очевидцы, жители Увека, услышав песню Ю.Визбора «24 секунды подвига»

Версия для печатиВерсия для печати

Добавить в:

Добавить в memori.ru Добавить в vaau.ru Добавить в news2.ru Добавить в slashdot.org Добавить в technorati.com Добавить в Magnolia Добавить в Livejournal Добавить в Reddit Добавить в Digg Добавить в Google

Постоянная ссылка :

 Разместить в своем блоге копировать в буфер